Заявление движения “Христианское действие”

Аресты по так называемому “Московскому делу” и скорый суд над некоторыми из его фигурантов вызвали большой общественный резонанс. Естественное возмущение и полное недоумение вызвала откровенность судебного произвола в отношении Константина Котова, Кирилла Жукова, Евгения Коваленко, Даниила Беглеца, Ивана Подкопаева, Павла Устинова. Тревожит судьба Егора Жукова, Сергея Фомина и других обвиняемых, у которых суд еще впереди.

Но вместе с тем большую радость вызывает неравнодушие многих людей, высказавшихся в защиту без вины арестованных. Артисты, юристы, учителя, врачи, художники, музыканты, представители других профессиональных сообществ выступили против творящегося произвола, что и поспособствовало освобождению части арестантов.

Особенно радует письмо священников, которые дали пастырскую оценку происходящему, призвали силовые ведомства к отказу от чрезмерной жестокости, суд – к пересмотру дел и оправданию невиновных, верующих – к молитве о заключенных, лжесвидетелей – к отказу от лжи. В этом письме особое внимание обращено на дело Константина Котова, приговоренного к четырем годам заключения за «нарушения», которых не было, и дело Алексея Миняйло, православного человека, активно вовлеченного в социальную и благотворительную работу, находившегося под стражей. Действительно, это наиболее вопиющие дела, являющиеся наглядным примером полного попрания правовых и конституционных норм в «Московском деле». Священники честно исполнили свой христианский долг, вступившись за гонимых и без вины преследуемых.

Однако ужасает тот факт, что письмо священников было принято в штыки не кем-нибудь, а представителями Московской Патриархии. Заместитель главы  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ некто Вахтанг Кипшидзе назвал письмо священников политической декларацией и чуть ли не борьбой с властью. Он высокомерно пожурил священников, что, мол, они занялись не тем, чем должна заниматься церковь.

Мы не в первый раз становимся свидетелями того бесправного, зависимого положения, в котором находится православное духовенство. Какую политику и какую борьбу этот чиновник углядел в тексте, призывающем к миру и любви, и даже к молитве за власть? Никому не ведомо. Но та ситуация, когда молодой карьерист, самоуверенный чиновник от МП РПЦ дает отповедь священникам с многолетним опытом пастырского служения, отчетливо напоминает те времена, когда духовенство в атеистическом государстве зависело от прихотей партийных служащих из так называемого Совета по делам религий. С тех пор не так много времени прошло, и вот куда переместилось сегодня это зло!

Вспомним слова Иисуса Христа из Евангелия: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете.» (Мф 23, 13)

«Различайте духов» (1 Ин 4, 1 ) – говорит Новый Завет. В этой ситуации нам, христианам, следует внимательнее прислушиваться к голосу совести. Самим Евангелием нам заповедано бояться «закваски фарисейской»( Мф 16, 6 ). В письме священников сквозит дух христианской любви. В риторике чиновника от МП — дух лицемерия, пропаганда трусливой, приспособленческой позиции, не имеющей ничего общего с посылом евангельских заповедей.

Когда «Московское дело» получило большой общественный резонанс, и власть сделала некоторые уступки, представители МП заявили о необходимости разобраться в деле. Намерение похвальное. Но почему были допущены высказывания от имени церкви прежде этого поручения разобраться? Не стоит ли чиновникам принести извинения за свой выпад?

Очень радует, что количество подписей под письмом священников растет с каждым днем, что подписываются священники из российской глубинки, чье положение еще более бесправно. Но в священстве уже пробуждается понимание того, что голос совести и следование христианскому долгу важнее благословения архиерея.

Беспокойство о будущем собственных детей или защита окружающей среды ( как и нравственной атмосферы) от отравления – это не только политика, как нам пытаются внушить. И отождествлять позицию властей с Промыслом Божьим, оправдывая этим жестокость и бесчеловечность – великий соблазн для христиан вне зависимости от их статуса.

Что касается правозащитной деятельности, то она  как раз и гармонирует с христианскими миропониманием. Не случайно священник Сергий Желудков в середине 1970-х годов назвал правозащитников анонимными христианами.

Любой христианин, а уж тем более священник, не может оставаться равнодушным, когда сажают в тюрьмы ни в чем не повинных людей, когда суд слушает лжесвидетеля и отказывается выслушать свидетеля защиты, когда мирных людей на улицах города хватают люди в броне, заламывая им руки и причиняя увечья, когда лежачего на земле отчаянно бьют дубинками несколько хорошо экипированных молодцев в масках, когда повсеместно в отделах полиции и в местах лишения свободы практикуются пытки и особо жестокое обращение с людьми!

У нас любят говорить о духовности. Но ведь молчание общества, которым сопровождаются подобные события, и есть полнейшая бездуховность и трагическая потеря нравственных ориентиров. Напротив, порыв вступиться за униженного и оскорбленного является подлинным христианским порывом.

Священники выразили надежду, что «Московское дело» будет прекращено и фигуранты его выпущены на свободу. Мы тоже надеемся на это. Но «Московское дело» — лишь вершина айсберга в стране, где много лет уже идет лавина политических репрессий.

Люди томятся в заключении без всякой вины, часто совершенно безвестно. В следственных тюрьмах содержатся обвиняемые по политическим делам престарелые  и серьезно больные люди (как ученые Виктор Кудрявцев и Владимир Лапыгин). Жизнь Александра Шестуна, держащего голодовку в следственной тюрьме в знак протеста против незаконного преследования, сегодня под угрозой. В то же время активных граждан всячески запугивают: угрожают отнять детей, грубо вламываются с обысками в дома… Вспомним недавний случай в Воронеже,  когда в результате жестких, устрашающих действий силовиков во время обыска в квартире гражданского активиста скончалась от обширного инфаркта его бабушка.  И никто ведь не ответил за эту гибель!

Продолжаются суды по так называемому делу «Сети», где показания выбивались у молодых людей жестокими пытками, и по делу «Нового величия», которое возникло в результате действий провокаторов, внедренных в компанию молодежи. Всем фигурантам, в том числе очень юным,  грозят серьезные сроки заключения.

Сегодня, как никогда с советских времен, возобновились гонения на верующих за их веру. Эту тенденцию мы наблюдаем на примере преследований  Свидетелей Иеговы, объединения которых безосновательно объявлены экстремистскими, и в особенности на преследовании части мусульман, мирных людей, нередко — многодетных отцов, без всяких доказательств объявленных террористами. Многие из них осуждены на сроки до 20 и более лет лишения свободы без единого события преступления, хоть сколько-нибудь подобного теракту. В рамках этой политики преследование крымских татар сегодня приняло более жестокие формы, чем во времена позднего Советского Союза.

Нельзя забывать и о том, что обмен заключенных украинцев на заключенных россиян был неполным, поэтому важно продолжать настаивать на обмене «всех на всех» , как это делал без вины осужденный Константин Котов.

Но в защите от беззакония и общественной поддержке нуждается гораздо больше людей, чем те, о которых мы знаем.

Верующие люди  не должны молча наблюдать все это беззаконие и эту дикость. Христиане как люди, верующие во Христа, претерпевшего несправедливый человеческий суд, не должны мириться с жестокостью и несправедливостью, какие бы формы они ни принимали.

Мы призываем христиан всех конфессий и всех людей доброй воли, кому дороги принципы милосердия, мира и любви, заступаться за узников совести, интересоваться их судьбами, распространять информацию, писать им письма, помогать их семьям, молиться о них и всячески содействовать освобождению ни в чем не повинных людей из заточения.

христос в темнице

(Сбор подписей открыт,

пишите в комментариях.)

Мария Рябикова

Елена Санникова

Дарья  Масленникова

Татьяна Козак

Лада Негруль

Валерия Негруль

Татьяна Шавшукова

Евгения Хващинская

Евгений Мищенко

Полина Кузьмина

Дмитрий Арсентьев

Илья Гришин

Анна Неизвестнова

Елена Нигри

Мария Архипова

Алексей Николаев

Ольга Мазурова

Наталья Нетишинская

Лаура Федорова

Мария Надъярных

Любовь Тамаркина

Алексей Колотенков

Елена Кригер

Михаил Занадворнов

Ирина Епифановская

Татьяна Козлова

Дмитрий Федоров

Лариса Якушенок

Татьяна Жукова

Наталия Кандудина

Марина Артамонова

Елена Темнышева

Светлана Петракова

Людмила Ломоносова

Марина Филипенко

Любовь Шерстюк

 

9 thoughts on “Заявление движения “Христианское действие””

  1. Я тоже подписал, но почему-то мое имя не появилось в списке подписавших.

    Like

  2. На мой взгляд, и печальные, описывающие возникшие ситуации, и правильные, идущие от сердца слова в заявлении написаны. Подписываюсь. Елена Воробьева.

    Like

Leave a comment